A

АНАРХИЯ И АНАРХИЗМ - ЕДИНЫЙ ФОРУМ АНАРХИСТОВ

ANARHIA.ORG
Текущее время: 19 авг 2017, 14:12

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Автор
Kredo
Не в сети
USER_AVATAR

Зарегистрирован: 12 сен 2010, 22:30
Сообщения: 3805
Блог: Посмотреть блог (26)

Архивы
- Апрель 2016
+ Февраль 2016
+ Август 2015
+ Декабрь 2014
+ Апрель 2014
+ Февраль 2014
+ Ноябрь 2013
+ Февраль 2013
+ Январь 2013
+ Октябрь 2012
+ Август 2012
+ Июль 2012
+ Сентябрь 2011
+ Август 2011
+ Июль 2011
+ Май 2011
+ Апрель 2011
+ Март 2011

Поиск блогов


 [ 7 ответов ] 

Постоянная ссылкаДобавлено: 29 сен 2011, 13:15 
1 из 52 из 53 из 54 из 55 из 5
Скрытый текст: :
Сразу оговорюсь, я слышал о работах Иллича, но читал только отрывками. Так что, воможно, тезисы будут дублироваться.

Для начала сформулируем задачи, которые будут стоять в анархообществе перед школами в частности и перед образованием вообще.
Первая, очевидная, задача - обеспечить условия для конструктивного обмена систематическими знаниями и практическими навыками на фундаментальном и практическом уровнях. Собственно, обучение. Вторая задача - по мере сил развивать у участников проекта навыки самостоятельного синтетического и аналитического мышления, обеспечивать критический и творческий подход.
Поясняю. Если анархообщество ориентировано в первую очередь на ценности и интересы личности, то и образование в нём должно служить развитию творческой, независимой и разносторонне развитой личности, в то время как в современном варианте образование служит созданию полезных и пригодных к исполнению своих обязанностей членов общества, своего рода принудительной социализации. Отсюда логично вывести то, что любой, кому это интересно, должен иметь возможность ознакомиться с любой областью теоретических или практических знаний в любом объёме, который он сочтёт для себя нужным (ключевые слова - "в любом объёме" - в то время, как самостоятельно изучить некий материал в ознакомительном объёме достаточно просто, по-настоящему глубокое полностью самостоятельное изучение чего-либо представляет собой нетривиальную задачу - это и требует присутствия системы образования, что в современном обществе, что в анархичном, как способа упрощения передачи больших объёмов систематических знаний). Это автоматически требует общей доступности образования, его добровольности и индивидуалистичности, его гибкости. Т. е. образование должно, с одной стороны, учитывать новые возможности, открытия и разработки - чтобы исключить изучение морально устаревшей информации и чтобы не оказался морально устаревшим сам способ изучения, а с другой - подстраиваться к личности обучающегося - чтобы не ломать психику человека, не навязывать информацию, заведомо ему не нужную, не требовать от него соответствия некоему стандарту. В конце концов, образование должно представлять из себя именно возможность, а не ограничение.
Таким образом, мы видим ряд черт, которые будут отличать анархичное образование от современного. Образование, защищающее интересы личности, должно быть индивидуальным. Это, в свою очередь, требует отказа от современной поурочно-классной системы занятий: индивидуальность подавлялась бы жёстким расписанием и отсутствием свободы выбора изучаемой информации. С другой стороны, обучающийся по собственному графику человек не может быть прикреплен к некоему коллективу вроде современного школьного класса - такое разделение попросту бессмысленно. Далее, анархичное образование не может не быть эгалитарным. Постановка задачи как создания возможности для обмена информацией подразумевает отсутствие чёткой грани между учителем и учеником - логично, если любой, кто обладает какими-либо интересующими окружающих знаниями сможет поделиться ими. Логично так же, что и тот, кто передаёт знания окружающим, не всеведущ, и может сам учиться у кого-то другого. Очевидно, что в таких условиях позиции "учителя" и "ученика" станут сугубо ситуационными, лишившись своего статусного, "должностного" значения. Логично так же и то, что в этом формате образование мало смысла делить на среднее и высшее (а если посмотреть глубже, то логична и интеграция собственно системы образования с проектами в области науки).
Наконец, анархичное образование требует отсутствия стандартов, как применяемых к организации обучения, так и к самому её участнику. Этот тезис логически вытекает из двух предыдущих - невозможно с чисто этической точки зрения навязывать человеку определённый набор получаемых знаний или определённый способ организации обучения - не говоря о том, что это понижает его эффективность.

Из всего вышесказанного очевидно, что современный способ передачи знаний в школах не удовлетворяет требованиям анархичного общества. Система, соответствующая им будет в корне отличаться от существующей (а существующая устарела в масштабе воистину чудовищном – в основе она абсолютно не менялась на протяжении нескольких сотен лет). Итак, отказ от системы классов и уроков, уничтожение привилегированного статуса учителя ведут к системе небольших ситуативных групп, направленных на разработку некоей конкретной цели - будь то совместное овладение определённым методом или областью знаний, обмен опытом и мнениями между участниками, исследовательская работа, нечто, не относящееся к образованию напрямую. Такие группы могут формироваться на короткое время или даже ради одномоментного сбора, или же существовать продолжительные периоды. Время и продолжительность занятий в них могут определяться совместно, в зависимости от возможностей участников, равно как и место сбора. Точно так же и учителем может быть кто угодно, располагающий необходимыми знаниями (под «необходимыми» понимаю те знания, которые будут передаваться в процессе обучения), его, в принципе, может и не быть, если подразумевается формат дискуссионного кружка или семинарского занятия. Всё это безоговорочно касается возраста, соответствующего нашим старшим и средним классам – то, что сейчас организовано начальной школой, будет организовываться приблизительно так же, ситуативными группами, но через другие форматы и, возможно, прямую поддержку родителей (дети всё же). Возрасту семи-восьми лет вполне соответствовал бы игровой и диалоговый формат, после чего постепенно может быть осуществлён переход к более взрослым форматам.

Автобиографическая справка – в начальной школе я сам либо повторял то, что уже и так знал, либо получал знания в крайне сумбурном и бессистемном формате, либо вообще делал отупляющую, бессмысленную псевдоинтеллектуальную работу. Короче говоря, я бил балду, причём делал это крайне тяжёлым и утомительным способом. Никому не рекомендую.

Эти группы могут базироваться в «школьном» здании или существовать исключительно в виде организации, самостоятельно находя места для занятий. Естественно, в силу отсутствия привилегированного учительского статуса все организационные вопросы должны решаться на равных и сообща. Учителя как вид деятельности, т. е. люди, которые профессионально занимаются тем, что передают знания желающим, могут присутствовать (тогда их обеспечение будет зависеть от организационно-обменных механизмов самого анархообщества), или же нет. В любом случае, нет никаких препятствий, чтобы тот, кто выступает в основном в качестве ученика, мог выступить и в качестве учителя в том вопросе, по которому компетентен, или же наоборот, выступающий в качестве учителя сам пополнял свои знания как ученик.
Вполне возможно участие в работе такой организации своего рода профессионального консультанта, психолога который мог бы помогать участникам определить, какие знания и в каком объёме они должны приобрести для получения интересующих их результатов.

Одновременно с коллективной ветвью должна функционировать и индивидуальная ветвь образования, не привязанная ни к каким группам, организациям и, тем более, личностям учителей. Для существования этой ветви необходимы научные и околонаучные знания, находящиеся в свободном доступе, во-первых, в максимальном объёме, а, во-вторых, в доступной для понимания даже не имеющего глубоких познаний в данной области человека форме (возможно – уровневая организация, одно и то же, с возрастанием глубины и сложности информации). Сюда же должна входить возможность самостоятельно вести исследовательские проекты, имея возможность разместить данные об их результатах в открытый доступ, а желательно – и воспользоваться подходящим инструментарием. Скорее всего, это возможно обеспечить с помощью соответствующего интернет-сервиса, он же существенно расширит возможности по обмену информацией между обучающимися.

В перспективе я вижу интеграцию «школьного» уровня с «вузовским» и, собственно, научно-исследовательскими сетями (это возможно вследствие исчезновения «статусности» в образовании и схожести структур). Т. е. не будет отдельных «школьных» организаций – они, вместе со всеми инициативами схожего направления, объединятся в единую глобальную сеть информационного обмена, включающую в себя ситуативные группы с различными целями и задачами.

_________________
Sapienti sat
Философия и ценности анархизма


Последний раз редактировалось Kredo 29 сен 2011, 13:21, всего редактировалось 1 раз.


 Профиль Отправить email  
 


 [ 7 ответов ] 
Комментарии
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Шаркан
Постоянная ссылкаДобавлено: 29 сен 2011, 20:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 дек 2008, 00:25
Сообщения: 21468
Откуда: ФАБ
Блог: Посмотреть блог (66)
вот только про эгалитарность ты по-моему че-то напутал.
Со всем остальным вполне согласен, тем более что мое видение вписывается в твою модель.

спасибо!

_________________
http://sm.a-bg.net/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Kredo
Постоянная ссылкаДобавлено: 30 сен 2011, 06:46 
Не в сети
USER_AVATAR

Зарегистрирован: 12 сен 2010, 22:30
Сообщения: 3805
Блог: Посмотреть блог (26)
А что напутал?

_________________
Sapienti sat
Философия и ценности анархизма


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Шаркан
Постоянная ссылкаДобавлено: 30 сен 2011, 12:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 дек 2008, 00:25
Сообщения: 21468
Откуда: ФАБ
Блог: Посмотреть блог (66)
***анархичное образование не может не быть эгалитарным***

опа, моя ошибка. Я прочитал эту фразу как "анархичное образование не может быть эгалитарным", извини.
Глаза все еще слезились от гриппа. Так что все в порядке.

_________________
http://sm.a-bg.net/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Nickolas Nyort
Постоянная ссылкаДобавлено: 30 сен 2011, 17:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 авг 2010, 17:08
Сообщения: 109
Блог: Посмотреть блог (0)
Вопрос общего видения форматов образования в статье раскрыт достаточно хорошо. Вроде, я даже со всем согласен. Не считая отговорок от проблем наподобие той, что была про интернет-сервис со свободной публикацией: он быстро утонет в потоке новых материалов и что-либо там найти будет сложно. Можно, конечно, улучшать метаданные или создавать локальные аналоги такого сервиса. И еще много что можно, но вот детали этого не изложены. А если брать без деталей, "навскидку", то да - написано всё правильно.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Умали
Постоянная ссылкаДобавлено: 12 окт 2011, 19:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 дек 2008, 16:14
Сообщения: 541
Блог: Посмотреть блог (39)
неправильно формулируете задачи образования
Коротко о главном так -
- развить естественное стремление к познанию окружающего мира, т.е. к обучению;
- научить учиться, т.е. самостоятельно эффективно самообучаться;
- расширить кругозор, т.е. рассказать показать что в мире интересного есть, придумали - это и развивает интерес познания мира, и создает предпосылки для передачи опыта в будущем.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Шаркан
Постоянная ссылкаДобавлено: 13 окт 2011, 15:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 дек 2008, 00:25
Сообщения: 21468
Откуда: ФАБ
Блог: Посмотреть блог (66)
Умали,
чем твои пункты противоречат тезису автора статьи?

_________________
http://sm.a-bg.net/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Kredo
Постоянная ссылкаДобавлено: 14 окт 2011, 10:12 
Не в сети
USER_AVATAR

Зарегистрирован: 12 сен 2010, 22:30
Сообщения: 3805
Блог: Посмотреть блог (26)
У меня акцент на факте обмена информацией, у Умали - на том, чтобы дать навыки самообразования.
Вообще любое образование в анархообществе в той или иной мере "само", тут прямых противоречий действтельно нет.

_________________
Sapienti sat
Философия и ценности анархизма


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 

 [ 7 ответов ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Yahoo [Bot]


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB