Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

обсуждения, рецензии
Ответить
Droni
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 09 дек 2007, 20:37

Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение Droni » 22 янв 2017, 13:03

Александр Семенович Макаренко. Педогогическая поэма.
Суть книги крайне проста, это описание из жизни самого Макаренко, его руководство трудовой колонией имени Максима Горького. Руководство колонией, воспитателями и воспитанниками.
Совершенно другой взгляд на жизнь во время гражданской войны, некоторые воспитаники Макаренко попали к нему из Махновцев.
Мне кажется Макаренко это как раз противоположность "свободного воспитания".

Дальше только небольшие пометки по книге, честно слушал книгу с огромным интересом, всем крайне рекомендую.

- Если бы Махно уделял внимание нетолько военным действия но и воспитанию бойцов, все могло быть совсем по другому. В том числе если бы Махно уделял внимание воспитанию и на своем примере.
Махно никогда не стеснялся "пить".
Борьба с ограблением населения носила поверхностный характер кого-то расстреливал, кого-то прощал (приближенных)
Цитата из книги "Бойцы расценивали это так - воруй, но батьке на глаза не попадайся"

- "Квалификация творца" цитата из книги - "педагог это творец".
Маленькие внешние "факторы" которым Макаренко предавал значение.
Но этим внешним "факторам" предают и восточные "духовные/религиозные" практики.
Про это же пишет Эрих Фромм.
- Монотонный труд как воспитание характера, воспитывает умение сосредотачиваться
- Отсутсвие мата в речи, культура речи, как следствие культура мысли.
- Внимание к чтению книг, обучение грамоте, формирование мышления
- Внимание к постановке спектаклей. Формирование творческого мышления у детей, инициативность, чувство ответсвенности за свои действия. Творчество.
- "Один раз плюнул, три дня моешь" цитата из книги. Внимание к таким мелачам как плевки, бумажки.
- Огромное внимание к кражам среди колонистов, как "внешним" ограбление сельчан, так и внутренним, ограбление внутри колонистов.
- Кражи внутри, отношение да же к единичному случаю, не как к раже, а как к прецеденту того, что в колонии меняется "климат" меняется настрой каждого колониста, появляется тревога за свои вещи, меняется отношение к товарищам, появляются подозрения. Я вспомнил, что в анархо среде если человек пообещал сделать и не сделал, считается "нормой" мол "бывает". Вопрос какое же это формирует отношения в коллективе?
Обязательства да же добровольно взятые должны нести последствия.
- ответсвенноть командиров, ответсвенность на совете. Вызывают в круг командиров и говорят "отвечай"
- ответсвенно в данном случае это синоним свободы, нет ответсвенности за свои действия нет и свободы.
Тут и страх "встать" в центре, но с другой стороны желание оказаться лучшим.
Желание побеждать да же в сельхоз соревнованиях.
Общественное признание - важнейший фактор, позже об это напишет Маслоу.
- личный пример и личный опыт. Главная поведенческая линия - сказано сделано.
Один раз предупредил - второй раз сделал. Говорят трудно или невозможно, сделай сам.
Показывать на своем опыте или чужом, но реальном, очень близком.
- Пример Максима Горького.
- совет командирорв. Выборность командиров и принятие решения голосованием на совете или общим голосованием.
- подчинение самого Макаренко этим решения.
- подчинение самого Макаренко решения командиров в отношении их "подчиненных"
- цитата Макаренко " я не могу приказать Командирам, это решает совет"
- воспитание это изменение формы мышления. Главный фактор - увидеть свою жизнь по другому, увидеть другие перспективы своей жизни.
- в опыте Макаренко "увидеть свою жизнь по другому" увидеть её в рамках новой жизни, хоть и советской. Вера в новое светлое будущее, эта вера как в рамках своей личной жизни так и в рамках всего общества.
Офтоп:
- "нынешнее поколение людей будут жить при социализме"
Слушая Макаренко вспомнил эту цитату, думаю это окончательно убило веру в "светлое будущее" это и подстегнуло крах СССР.

NT2
Сообщения: 4625
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 12:24

Re: Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение NT2 » 22 янв 2017, 14:26

Droni писал(а):Борьба с ограблением населения носила поверхностный характер кого-то расстреливал, кого-то прощал (приближенных)
Цитата из книги "Бойцы расценивали это так - воруй, но батьке на глаза не попадайся"
это Макаренко писал?
вот уж не знал, что и он свою лепту в организованную клевету на махновцем внес.
Droni писал(а):"нынешнее поколение людей будут жить при социализме"
Слушая Макаренко вспомнил эту цитату, думаю это окончательно убило веру в "светлое будущее" это и подстегнуло крах СССР.
дык трындели про социализм, про равенство, а строили госкап с фактическим неравенством.
Но СССР убили его же строители и хозяева - несоответствие лозунгов и дел вело дело к новой революции, чтобы ее предотвратить, затеяли Перестройку, но в планах ее не учли стремление республиканской партократии иметь собственные державы, а не быть простыми прокураторами Иудеи, назначаемые кесарем из Рима наместниками Москвы.
Droni писал(а):Кражи внутри
дык довольствие было не как у чекистов в Кремле поди, а где в бедности людей силком собрали, там будут и кражи.
Droni писал(а):Монотонный труд как воспитание характера, воспитывает умение сосредотачиваться
полная ерунда
Droni писал(а):Отсутсвие мата в речи
пуританство. Слова надо просто к месту употреблять, а не привыкать лицемерить речью
Droni писал(а):Желание побеждать
выпестованное желание, не имманентное оно;
говоря о кооперации, совпедагоги прививали конкуренцию
Droni писал(а):личный пример
партийное руководство классные примеры давало... (это снова к моей реплике про несоответствие лозунгов и дел, которое раздражало, гневило... и ломало. Какая могла остаться "вера в будущее", кроме как в детях - пока не прозреют сами?)
Droni писал(а):Я вспомнил, что в анархо среде если человек пообещал сделать и не сделал, считается "нормой" мол "бывает". Вопрос какое же это формирует отношения в коллективе?
это собственно дисформирует отношения, и коллектив просто не возникает, остается толпой, котериями, которые конкурируют между собой
Droni писал(а):Пример Максима Горького
в смысле?
Droni писал(а):подчинение самого Макаренко этим решения
вот - он учил тому, чего в "настоящей жизни" просто не бывает, потому что совковое руководство вело себя прямо противоположным образом.
Да и сомневаюсь, что он был последователен, вряд ли круг возможных решений был неограничен.
В самом лучшем случае Макаренко воспитал будущее наполнение ГУЛага... наверное в том числе и вертухаев.

советская педагогика в конечном итоге воспитала рабов, надзирателей и господ, претендуя на то, что воспитала нечто иное
(вот царские вузы и "реальные гимназии" кажется дали больше революционеров, че советские учебные заведения вывели хотя бы "диссидентов")
Droni писал(а):слушал книгу с огромным интересом, всем крайне рекомендую
текст: http://flibusta.is/b/264146
http://flibusta.is/b/69167 - стоит почитать комментарии по этой ссылке, вот пара из них:
Скрытый текст: :
Natapet в 09:14 (+01:00) / 19-11-2011, Оценка: отлично!

1920 год. Молодой человек (32года) получил большой дом, 3-х помощников (очень молодая женщина, юная девушка и старик) и группу молодых людей, арестованных за бандитизм, на перевоспитание (16-18 лет это уже не подростки). Еду, отопление и одежду он должен был организовать сам. Они не умерли с голода и не разбежались. Количество воспитанников росло. Было создано самостоятельное сообщество в котором воспитанники получали образование и специальность. Они жили трудно и весело. Замечательная утопия.


der Fremde в 23:09 (+01:00) / 15-11-2014, Оценка: неплохо

Писательского таланта у Макаренко нет. То что мы тут имеем, представляет собой довольно старательное и довольно объективное бытописание... ну,.. этой колонии-комуны и окружающего мира прочих людей. За это и "тройка".
Читать стоит, чтоб узнать немного о тогдашней жизни в России, а точнее на Украине. Я с удивлением понял, что Макаренке пришлось, чтоб процесс социализации колонистов направить в правильное русло, стать вожаком/паханом/вождём/шаманом оказавшегося под его началом кодлы/племени/банды. Он всегда правдами и неправдами защищал интересы своего "племени", пренебрегвя при этом интересами всех прочих (соседних крестьян да и государства тоже). Он не стремился установить равенство и справедливость, напротив, он поддерживал и использовал сословность и иерархические отношения в своём "племени". Было ли это правильным подходом? Возможно, было лучшим из возможных в той ситуации.
Вот, думаю, не воспитывает ли Путин Россию по схеме Макаренки?
Droni писал(а):Мне кажется Макаренко это как раз противоположность "свободного воспитания"
из его биографии:
По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряж под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Член Союза советских писателей (с 1934 года).
С лета 1935 года работал в Киеве на должности заместителя начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое время руководил трудовой колонией № 5 в Броварах.
В 1937 году г. переехал в Москву, где занимался в основном литературной, общественной и научной деятельностью. В начале 1939 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В феврале 1939 г. подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б), которое было поддержано партийным комитетом Союза советских писателей в марте того же года.

Аватара пользователя
Дмитрий Донецкий
Сообщения: 10219
Зарегистрирован: 01 июл 2008, 22:05

Re: Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение Дмитрий Донецкий » 23 янв 2017, 19:17

А у нас была здесь когда-то дискуссия по поводу Макаренко.

По памяти.

Макаренко писал, что бывшие махновцы были на голову выше по развитию остальных колонистов.

Но вместо того чтобы подтягивать всех к махновцам Макаренко наоборот "ровнял". Поскольку махновское развитие не то развитие, которого он требовал от подопечных.

В частности были запрещены слова "атаман", "партизан", "повстанец" и другие, сейчас не помню.

NT2
Сообщения: 4625
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 12:24

Re: Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение NT2 » 23 янв 2017, 20:56

Дмитрий Донецкий писал(а):А у нас была здесь когда-то дискуссия по поводу Макаренко.
(было несколько, плюс еще много ссылок на Макаренко, например:
Скрытый текст: :
viewtopic.php?f=8&t=5247&hilit=%D0%9C%D ... 0%BA%D0%BE (Тема Зогина "Воспитание детей будущего" от 8 марта 2009)
Zogin писал(а): По моему воспитание должно происходить по принципу макаренковских коммун. Т.е. запрет на детский труд - в топку. Ребенок должен учиться в живом производстве с самого детства. Учеба тоже с самого рождения и до смерти. Этого Макаренко не мог себе позволить путевки в ВУЗ получали только избранные. Проживание по типу пионерлагерей при обязательном общении с другими возрастными группами.
... ... ...
Наиболее четкую, коммунистическую программу в этом вопросе декларирует, как не странно некоммунистическая организация НБП. Коммунистическим организациям почему-то решительности на это не хватает.
... ... ...
обязательное изучение марксизма. По-моему так будет верно
... ... ...
Вкратце (о программе НБП). Женщинам - план по детям. Ребенок живет с мамой до 3 лет. Дальше начинается взрослая жизнь, подготовка бойца в специальных лагерях. Принудительной лишение девственности в 13 лет.
Всякий эпатаж, презрение к наукам и излишнюю милитаризацию - в топку. А остальное - имхо - конструктив.
... ... ...
Зогин, Марксист - вы совсем йобнулись-с?
Сами подросли, уже не дети, своих никогда не было - и решаете за трудовые детские лагеря? потому как самим корячиться в таких не прийдется, верно?
Скажу за себя. Для построения коммунизма необходим особый человеческий материал. Про себя я знаю, что у меня много недостатков характера и помести меня в самое справедливое общество, мне было бы поначалу неуютно. Но я такой есть, потому что меня сделало таким общество.

Суть моих предложений в том, чтобы сделать людей лучше и счастливей, солидарность между людьми крепче, т.е. построить более совершенное общество.
--------------------------
а то, о чем ДД пишет, вот оно:


viewtopic.php?f=90&t=25099#p335735
Дмитрий Донецкий, Добавлено: 15 фев 2012, 20:32 писал(а):
revsocialist писал(а):
Читали кстати эту статью http://revsoc.org/archives/4450 ?
Прочитал.
... ... ...
Не случайно Макаренко рассматривал своих подопечных как просто отставших от социальной нормы, считая, что отставание «всегда можно измерить и заполнить»
Частное замечание. Макаренко признавал превосходство в развитии подростков-махновцев над прочими "селюками", но считал необходимым "обломать" их "гонор" и подвести к общему знаменателю. Такая вот борьба с отставанием от социальной нормы. Равнение на самого недоразвитого - закон казармы.
Скрытый текст: :
к сожалению, статьи http://revsoc.org/archives/4450 больше нет, как и самого сайта РевСоц, так что посмотреть то, что ДД одобрительно откомментил, уже нельзя, кроме как долго рыться в поисках копипасты той статьи...

NT2
Сообщения: 4625
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 12:24

Re: Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение NT2 » 23 янв 2017, 21:43

в той же теме "Воспитание детей будущего" от 8 марта 2009:
Дмитрий Донецкий
Добавлено: 09 мар 2009, 12:29

Когда в трудовую колонию привезли несовершенолетних махновцев, Макаренко сокрушался, что их общее развитие и знание реальной жизни намного выше, чем у прочих колонистов. И долго добивался "перевоспитания", которое, насколько я понял, свелось к понижению их уровня до среднего по колонии. При этом были ЗАПРЕЩЕНЫ многие слова. Например: батько, атаман, партизан. Несколько воспитанников Макаренко кончили жизнь самоубийством.
'Trinity писал(а):
Откуда такие сведения ?
Что-то у Макаренко в его "Флагах на башнях" я этого факта не читал...
Дмитрий помоему это бред, поскольку какие "несовершеннолетние махновцы" могли быть в тридцатые годы, когда Макаренко организовал свою колонию ?! Сколько лет назад гражданская война кончилась ?
Ну сейчас всё брошу и начну шарики надувать! Ладно, два надул. Полистал по памяти "Педагогическую поэму". Там и ещё есть, но лень искать. Полтавскую детскую колонию имени Горького Макаренко организовал 3 сентября 1920-го года.
...скоро к нам прибыло подкрепление. Это был совершенно новый сорт.
К тому времени ликвидировалось многое число атаманов и батьков, и все несовершеннолетние соратники разных Левченок и Марусь, военная и бандитская роль которых не шла дальше обязанностей конюхов и кухонных мальчиков, присылались в колонию.

Приход новых колонистов сильно расшатал наш некрепкий коллектив и мы снова приблизились к "малине".
Наши первые воспитанники были приведены в порядок только для нужд самой первой необходимости. Последователи отечественного анархизма ещё менее склонны были подчиняться какому бы то ни было порядку. Нужно, однако сказать, что открытое сопротивление и хулиганство по отношению к воспитательному персоналу в колонии никогда не возрождалось.
Макаренко Антон Семёнович. Соч. в семи томах. 2-е изд. Том первый. 1957 год. Стр. 61-62.
Ребята возвращались голодные и оживлённые. Очень часто они сопровождали свой путь домой своеобразной игрой, в которой присутствовали некоторые элементы их бандитских воспоминаний. Пока Антон и двое ребят нагружали сани хворостом, остальные гонялись друг за другом по лесу; увенчивалось всё это борьбой и пленением бандитов. Пойманных "лесовиков" приводил в колонию конвой, вооружённый топорами и пилами. Их шутя вталкивали в мой кабинет, и Осадчий или Корыто, который когда-то служил у Махно и потерял даже палец на руке, шумно требовал от меня:
- Голову сняты або расстриляты! Ходят по лесу с оружием, мабуть, их там богато.
Начинался допрос.
Стр. 197.
Скрытый текст: :
кстати, читаю тему и убеждаюсь, что правильно Тринити забанили

Droni
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 09 дек 2007, 20:37

Re: Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение Droni » 23 янв 2017, 23:36

NT2 писал(а):это Макаренко писал?
вот уж не знал, что и он свою лепту в организованную клевету на махновцем внес.
Нет. По-мойму об этом писал Голованов, это моя цитата на память. Если вы хотите сказать, что бойцы Махно "не бухали" и не занимались грабежами то пардонте и увольте от этой беседы.

Про выдающиеся способности бывших Махновцев не помню, что бы что-то писалось у Макаренко.

NT2
Сообщения: 4625
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 12:24

Re: Антон Семенович Макаренко. Педагогическая поэма

Сообщение NT2 » 24 янв 2017, 14:24

Droni писал(а):Если вы хотите сказать, что бойцы Махно "не бухали" и не занимались грабежами то пардонте и увольте от этой беседы.
eсли вы хотите сказать, что в бухании и грабежах и состоялась махновщина - ок, увольняю
Droni писал(а):выдающиеся способности бывших Махновцев не помню, что бы что-то писалось у Макаренко
ДД процитировал же

Ответить

Вернуться в «Литература»