Кто был первым философом-анархистом?

история анархизма
Ответить
Аватара пользователя
Взрывoопасный
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 17:34

Кто был первым философом-анархистом?

Сообщение Взрывoопасный » 29 фев 2008, 21:04

Всякие версии читал, чуть ли не с Диогена начинают, но он-то личность полулегендарная. А в Новое время был какой-то английский священник... В общем, хочется знать побольше о раннем этапе анархизма

Аватара пользователя
Кащей_Бессмертный
Сообщения: 5864
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 16:28

Сообщение Кащей_Бессмертный » 29 фев 2008, 21:25

С основоположниками современного анархизма примерно так обстоит:
Уильям Годвин (1756-1836)
Английский писатель, публицист, мыслитель. Родился 3 марта 1756 в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье священника. Закончил Хокстонскую духовную семинарию. По сути первый анархист Нового Времени, однако не оставивший после себя "наследников". Служил настоятелем приходов в Уэре, Стоумаркете и Биконсфилде. В 1782 решил обосноваться в Лондоне и реформировать общество не столько с помощью религии, сколько собственными сочинениями. Анонимно опубликовал Жизнь Чатема (Life of Chatham, 1783), Очерк истории (Sketch of History, 1784) и ряд журнальных статей, однако широкая известность пришла к нему лишь в 1793 с выходом в свет Исследования о политической справедливости (Inquiry Concerning Political Justice). В этом сочинении он определил политическую справедливость как «претворение на практике принципов морали и истины», утверждая способность человека к совершенствованию: общественные пороки надлежит искоренить, изменив порождающие их причины.
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865).
Французский публицист, экономист и социолог, один из основоположников анархизма. Сын крестьянина. Учился в Базельской средней школе, после чего в 19 лет поступил на работу в городскую типографию, в которой работал наборщиком, корректором. В 1836-38 являлся совладельцем небольшой типографии. Прудон в своих работах очень резкой критике подверг капиталистические отношения. Разрешение социального вопроса он искал не в области производства, а в области обмена и распределения. В основу своих мыслей о преобразовании общества Прудон кладет теорию мютюализма (взаимности услуг). Общество должно быть преобразовано не путем социальной революции, а путем постепенного перехода орудий производства в руки отдельных рабочих, правда, объединенных в артели. Для этого, по мысли Прудона, необходимо создание "народного банка" (который должен был обменивать продукты труда на свидетельства (боны), так, что деньги, и вся современная система оплаты труда и торговли должны стать излишними) с даровым кредитом. Получил стипендию академии в Безансоне, но едва не лишился ее после публикации в 1840 трактата Что такое собственность? Публикация в 1842 трактата Предостережение собственникам стала причиной его ареста и обвинений в приверженности революционным идеям. Однако вскоре он был освобожден. В 1844-45 в Париже он знакомится с немецкими эмигрантами-младогегельянцами, а также с К. Марксом. В 1843-1847 Прудон жил в Лионе, затем перебрался в Париж, где принял активное участие в радикальном движении. Во время революции 1848 г. Прудон приступил к организации этого банка, но его затея вскоре окончилась крахом. В 1849 был осужден на три года «за подстрекательства против правительства». Со временем Прудон проявляет все меньшую активность в агитации и полемике и посвящает себя разработке философских и исторических аспектов политической реформы. В 1858 выходит его работа «О справедливости в революции и в церкви», что вызывает серьезные протеста со стороны Церкви и других подвергавшихся критике паразитических институтов. Прудон был вынужден искать убежища в Брюсселе. В 1860 он получил помилование по амнистии, а в 1862 вернулся в Париж. Он резко нападает на всякое государство, как на орган, ограничивающий свободу личности. Прудонизм получил широкое распространение во Франции, Испании, Италии. Во Франции, родине Прудона, его теории пользовались большим успехом в реакционную эпоху второй империи, главным образом в начале 60-х годов; в I Интернационале прудонизм был также особенно силен до 1868 г., после чего его влияние стало падать. Несмотря на наступивший в 1868 г., в связи с общим политическим оживлением во Франции, упадок влияния идей Прудона, прудонисты все же имели многочисленных представителей в центральном комитете Парижской Коммуны и наложили свой отпечаток на всю её деятельность. Прудонизм отразился также и на последующем рабочем движении Франции, превратившись в анархо-синдикализм, который является лишь видоизменением прудонизма, его приспособлением к новым условиям экономического и политического развития Франции.
Иоганн-Каспар Шмидт (Макс Штирнер) (1806 - 1856)
Немецкий философ-младогегельянец, основоположник индивидуалистического направления в анархизме. Из-за болезней и нужды Штирнер восемь лет потратил на учебу в университете. В Берлине он слушал Гегеля, который оставил на нём неизгладимый след, после был преподавателем в ряде берлинских учебных заведений. Был преподавателем в разных берлинских учебных заведениях. Лично и по убеждениям близкий сперва к левым гегельянцам (Бруно Бауэр, А. Руге, К. Маркс, Фейербах), с которыми он принадлежал к кружку Гиппеля (так называемому по имени ресторана, где он собирался). В тамошней полемике не участвовал, лишь изредка отпуская меткие замечания. В книге "Единственный и его собственность" (1845) (эта книга принесла ему значительную известность, но вскоре Штирнер оказался забыт и вновь обрел признание лишь в через 20 лет после своей смерти) пытался последовательно провести точку зрения солипсизма в антропологии, этике и праве. Эта книга, по выражению М. Кроненберга, - крик угнетенной индивидуальности против порабощения государственным деспотизмом. Понятия "человек", "право", "мораль" и тому подобные трактовались Штирнером как "призраки", отчуждённые формы индивидуального сознания. Такими же призраками он считал собственность, семью, религию, государство... Человек, по его мысли, должен преодолеть данные «призраки», освободиться от них, утвердив себя в качестве собственника мира предметного и мира духовного. Отрицая всякие нормы поведения, он утверждал, что первоисточники права и морали - сила и могущество отдельной личности (ее «произвол»). Штирнер выстраивал свою философскую систему на начале чистого субъективизма и индивидуализма. Для того, что человек обрел истинную свободу, по мысли Штирнера необходимо уничтожить государство и заменить его системой союзов, свободных ассоциаций. В таком союзе "единственный", свободно соединяется с другим таким же для осуществления своей цели, и так же свободно разделяется с ним. В союзе каждый живет эгоистично, союз - собственность каждого. Макс Штирнер называл это «союзом эгоистов». Методом, способным положить конец сцществованию государства он считал всеобщее восстание. Такое восстание, по своей сути, противоположно революции. Если революция есть политическое и социальное деяние, имеющее целью создание новых учреждений, то восстание есть деяние отдельных личностей, которое позволит людям самим себя устраивать. Его взгляды имели в 40-50-х гг. определённый успех и оказали влияние на М. А. Бакунина, Ф. Ницше и ряд других мыслителей. В революции 1848 участия не принимал. В 1852 г. вышел его труд «Geschichte der Reaction» (Берлин), первый том которого, «Die Vorl дufer der Reaction», посвящён реакции после великой революции, второй том, «Die moderne Reaction», — реакции в 1848 г. Этими двумя книгами, и рядом небольших статьями, в том числе несколькими ответами на критики его первого труда, ограничивается самостоятельная литературная деятельность Штирнера. Умер 26 июня 1856 в Берлине.

Аватара пользователя
Взрывoопасный
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 17:34

Сообщение Взрывoопасный » 29 фев 2008, 21:29

Да я в википедиях биографии смотрел, хотелось бы от устоявшихся анархистов узнать, что ОНИ об этих философах думают

Аватара пользователя
Кащей_Бессмертный
Сообщения: 5864
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 16:28

Сообщение Кащей_Бессмертный » 29 фев 2008, 21:31

Собственно то и думаю, что написано :) Про Годвина - эт из энциклопедии почти целиком, про двух других - эт уже мною переработанная инфа :)

Аватара пользователя
Bill_
Сообщения: 989
Зарегистрирован: 12 дек 2007, 09:29

Сообщение Bill_ » 29 фев 2008, 21:46

Взрывoопасный писал(а):Всякие версии читал, чуть ли не с Диогена начинают, но он-то личность полулегендарная. А в Новое время был какой-то английский священник... В общем, хочется знать побольше о раннем этапе анархизма
А что в Диогене легендарного? Он вроде вполне реальный парень, стоицизм проповедовал, Македонского попросли ему солнце не закрывать...
А, ксатати, можно считать анрхистами утопистов вроде Мора или Кампанеллы?
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Аватара пользователя
Кащей_Бессмертный
Сообщения: 5864
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 16:28

Сообщение Кащей_Бессмертный » 29 фев 2008, 21:51

А, ксатати, можно считать анрхистами утопистов вроде Мора или Кампанеллы?
Нет, нельзя. Кампанеллу пока не читал, Мора - читал - этакое тоталитарное общество в "Утопии" описано.

Насчет всяких Диогенов:

корни социалистических, и, в частности анархистских идей [находятся в философии] древнекитайских даосов Лао-цзы (VI - V вв. до н. э.), Чжуан-цзы (ок. 369 - 286 гг. до н. э.), древнегреческих философов - софиста Антифонта (V в. до н. э.), киников Антисфена (ок. 450/444 - ок. 365/360 гг. до н. э.), Диогена Синопского (ум. ок. 330 - 320 г. до н. э.) и ряд других, которые выступали с критикой политико-правовой системы древнего мира, насилие и войны, поднимали вопросы рабства и т. д.

http://zhurnal.lib.ru/k/k_s_b/anti-shubing.shtml

Аватара пользователя
Bill_
Сообщения: 989
Зарегистрирован: 12 дек 2007, 09:29

Сообщение Bill_ » 29 фев 2008, 21:54

Чжуан-Цзы вроде поэтом был. Или я его с Чжуань-Цзи путаю?
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Аватара пользователя
Кащей_Бессмертный
Сообщения: 5864
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 16:28

Сообщение Кащей_Бессмертный » 29 фев 2008, 22:01

Чжуан-Цзы вроде поэтом был. Или я его с Чжуань-Цзи путаю?
Хз - я в Китайской истории не разбираюсь, и ориентируюсь на других исследователей: у Ударцева так написано:

"Идеи Лао-цзы о необходимости для правителя следовать дао проповедывали и его последователи. Так, обсуждался вопрос о роли государя и в трактате "Чжуан-цзы" - последователя Лао-цзы Чжуа-цзы (Чжуан Чжоу, Мэн Чжоу, Янь Чжоу) (ок. 369 - 286 гг. до н. э.), занимавшего незначительную чиновничью должность, затем отказавшегося от государственной службы."
Протоанархизм в древнем мире: некоторые источники и представители (из истории политической и правовой мысли)//Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. Материалы международной конференции С.-Пб., 2005, стр. 103

Аватара пользователя
Bill_
Сообщения: 989
Зарегистрирован: 12 дек 2007, 09:29

Сообщение Bill_ » 29 фев 2008, 22:03

Ладно Бог с ними.
Был, кстати, ещё Хой-Цзы :D
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Аватара пользователя
Goren
Сообщения: 11435
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 08:24

Сообщение Goren » 29 фев 2008, 23:50

Вы не раскрыли тему английских и французских крестьянских войн - а там тоже от анархизма было не мало.
Осторожно! Опасная зона! Работа мозга! http://lj.rossia.org/users/ash_rabbi

Аватара пользователя
Кащей_Бессмертный
Сообщения: 5864
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 16:28

Сообщение Кащей_Бессмертный » 01 мар 2008, 00:00

Вы не раскрыли тему английских и французских крестьянских войн - а там тоже от анархизма было не мало.
Они не первые, как ни считай :) И вообще - тогда нужно попиздеть о первых христианах сначала, а уже потом обо всяких сектантах - особенно анабаптистах, отдельно поговорить о средневековых городских коммунах и древнерусском вече :))) И много о чем еще, не менее интересном :)

Дубовик
Сообщения: 7125
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 23:33

Сообщение Дубовик » 01 мар 2008, 10:51

Китайские даосы, если у них изредка заходила речь о политике (которая их, как философов абстрактного, не очень интересовала), утверждали, что народу живется тем лучше, чем меньше власть вмешивается в его дела. Идеальным же государством они, с этой точки зрения, называли такое, которое вообще ни во что не вмешивается, т.е. отсутствует.
Хотя потом, в двух династиях конца 1 тыс. н.э., даосизм стал государственной религией, что не помешало сохранению конфуцианских принципов бюрократического управления (Европа отдыхает).

Дубовик
Сообщения: 7125
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 23:33

Сообщение Дубовик » 01 мар 2008, 11:06

Известнейший историк анархизма Макс Неттлау (1865-1944) в своих "Очерках по истории анархических идей" указывал на таких древних философов, которые придерживались безгосударственных взглядов:
Антифон (о нем в 1925 издана книга Лурье "Антифон, творец древнейшей анархической системы"), Аристоппос (основатель гедонической школы философии), Зенон (знаменитый историк 3-4 вв. до н.э., по Неттлау - "противопоставивший авторитарной системе Платона хорошо продуманное изложение полного и глубоко обоснованного анархизма"), Карпократ Александрийский (гностик 2 в. до н.э.).
О временах между падением Рима и Ср. веках сохранилось слишком мало источников, чтобы их вообще изучать, - в науке это время называется "Темная эпоха".
В Средневековье Неттлау называет первых анархистов: Амори из Бэна (ок. 1204), Ортлиб Страсбургский, и важнейший в практическом смысле - священник Петр Челсицкий (14 в.), из взглядов которого многое взяли крайне левые гуситы и позднейшие радикально-коммунистические и безгосударственные секты Реформации ("Моравские братья" и др.)
С 15-17 вв. философов-анархистов становится относительно больше с каждым веком.
Но при этом надо учитывать, что эти люди (как названные, так и нет), жившие во время господства Церкви и абсолютной власти монархов, свои взгляды скрывали, оставляя их едва ли не в тайных сочинениях, иногда издававшихся после смерти (а иногда их рукописи просто находили уже в 18-20 вв.). С другой стороны, почти никто из них, кроме Челсицкого, не пытался пропагандировать свои взгляды и не оставлял после себя учеников, т.е. школу, т.е. не выступил основателем направления.
Вот в этом последнем смысле слова: первый анархист, создатель анархического движения, - может быть указан именно Прудон.

Аватара пользователя
Graswurzel
Сообщения: 1059
Зарегистрирован: 26 дек 2007, 18:08

Сообщение Graswurzel » 01 мар 2008, 15:41

нашёл раз упоминание одного рационалистского корейского филососфа по имени Yui Hyan Won, начало 18 века, конец династии Ли. развил эгалитарную экономическую систему Kyun-Jeon и боролся с феодализмом. в общем аутентичный корейский анархизм, который только ближе к 20 столетию зачитал привезённые из японии переводы кропоткина и сказал: ага! а так, развивался параллельно и независимо от европейского. и, кстати, раньше.
философ Chung Dasan (1760 - 1833) развил весьма практичную систему деревенского самоуправления Yeo-Jeon и считается "корейским годвином". :cool:

Дубовик
Сообщения: 7125
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 23:33

Сообщение Дубовик » 01 мар 2008, 17:09

На самом деле, философов (мыслителей, учителей, вообще, людей думающих), самостоятельно пришедших к анархизму, можно найти в любой культуре и в любое время. Раз есть идея власти, государства, - есть и идея их отрицания, т.е. безвластия. Раз появилась частная собственность, - в низах будет и стремление к ее преодолению, коммунистические тенденции. Когда одно с другим соединяются, что бывало почти всегда, - появляется анархическое движение...

Аватара пользователя
Бриз
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 20:25

Сообщение Бриз » 01 мар 2008, 17:43

'Bill_ писал(а):А что в Диогене легендарного? Он вроде вполне реальный парень, стоицизм проповедовал,
низачод.
Диоген был киником, стоики это позже.
И их там много таких было.
"Те, кто не раздавлен вконец
Жалким рабством у радостей жизни
Чтут лишь царство одно -
Бессмертное царство свободы"
Кратет Фиванский 5 в. до н.э.
one love
one freedom

Аватара пользователя
Взрывoопасный
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 17:34

Сообщение Взрывoопасный » 01 мар 2008, 19:17

А у Герцена и прочих случаем ничего подобного не было?

Аватара пользователя
Кащей_Бессмертный
Сообщения: 5864
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 16:28

Сообщение Кащей_Бессмертный » 01 мар 2008, 19:21

Взрывoопасный писал(а):А у Герцена и прочих случаем ничего подобного не было?
Было, и потому некоторые даже считают именно Герцена, Чернышевского анархистами

Аватара пользователя
Взрывoопасный
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 17:34

Сообщение Взрывoопасный » 02 мар 2008, 17:01

В общем, представил себе историю в общих чертах, спасибо. Завтра пойду китайцев покупать, а то Кропоткина читывал, а их нет.

Аватара пользователя
Bill_
Сообщения: 989
Зарегистрирован: 12 дек 2007, 09:29

Сообщение Bill_ » 02 мар 2008, 17:11

Бриз писал(а):низачод.
Диоген был киником, стоики это позже.
И их там много таких было.
"Те, кто не раздавлен вконец
Жалким рабством у радостей жизни
Чтут лишь царство одно -
Бессмертное царство свободы"
Кратет Фиванский 5 в. до н.э.
Каюсь, виновен!
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Аватара пользователя
giorgi
Сообщения: 1336
Зарегистрирован: 21 авг 2008, 18:15

Сообщение giorgi » 19 сен 2008, 18:49

Стоицизм по моему ничего общего с анархизмом не имеет, но
эпикурейцы в некотором смысле были анархистами, конечно если сильно приглядется:) Вот например Лукреций Кар, эпикуреец, кто
читал знает, у него есть анархичные идеи.

Аватара пользователя
Cheshire Cat
Сообщения: 3253
Зарегистрирован: 03 апр 2008, 19:42

Сообщение Cheshire Cat » 19 сен 2008, 19:06

Киники - это древнегреческие панки. Они боролись с цивилизацией и её условностями. Поэтому их можно назвать также проторуссоистами. Интересно, как идея естественного человека соотносится с идеями анархизма.
Мыслящему человеку, к-рый никогда и ни с кем не согласится, сл-т приложить все усилия к тому, чтобы полюбить разговоры глупцов и чтение скверных книг. Из того и другого он извлечёт горестное удовольствие, к-рое с лихвой вознаградит его за усталость.

Аватара пользователя
Чизес
Сообщения: 2142
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 22:34

Сообщение Чизес » 19 сен 2008, 19:25

Первым философом анархистом был петух когда его опустили. Стал ли он практиком? Может ему понравилось? А может он струсил и не убил?

Аватара пользователя
Cheshire Cat
Сообщения: 3253
Зарегистрирован: 03 апр 2008, 19:42

Сообщение Cheshire Cat » 19 сен 2008, 19:31

Чизес писал(а):Первым философом анархистом был петух когда его опустили. Стал ли он практиком? Может ему понравилось? А может он струсил и не убил?
Осссподи! :eek:
Мыслящему человеку, к-рый никогда и ни с кем не согласится, сл-т приложить все усилия к тому, чтобы полюбить разговоры глупцов и чтение скверных книг. Из того и другого он извлечёт горестное удовольствие, к-рое с лихвой вознаградит его за усталость.

Аватара пользователя
Herz
Сообщения: 2215
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 22:45

Сообщение Herz » 19 сен 2008, 19:42

прям всё первое началось именно в греции. Греция это сплошной повод для борьбы с ней. Маразм и чушь, эти падонки утверждали, что человек это существо на двух ногах с плоскими ногтями, маразм выдавали за мудрость. А теперь и весь мир строится на их тупой философии в общем.
Изображение

Аватара пользователя
Cheshire Cat
Сообщения: 3253
Зарегистрирован: 03 апр 2008, 19:42

Сообщение Cheshire Cat » 19 сен 2008, 20:31

Herz писал(а):прям всё первое началось именно в греции. Греция это сплошной повод для борьбы с ней. Маразм и чушь, эти падонки утверждали, что человек это существо на двух ногах с плоскими ногтями, маразм выдавали за мудрость. А теперь и весь мир строится на их тупой философии в общем.
Херц, тупишь в данном случае ты, а греки - может, самый талантливый народ. Они изобрели не только философию, но и математику, логику, эстетику, этику, физику, биологию... Их мифы до сих пор служат для литературных произведений, вроде "Адской машины" Жана Кокто или "Траур к лицу Электре" Ю.О'Нила. Почитай внимательно "Рождение трагедии из духа музыки", тогда лучше будешь понимать загадочную греческую душу... И не надо всех поливать огульно, тебе это не идёт. У Горена это лучше получается ;)
Мыслящему человеку, к-рый никогда и ни с кем не согласится, сл-т приложить все усилия к тому, чтобы полюбить разговоры глупцов и чтение скверных книг. Из того и другого он извлечёт горестное удовольствие, к-рое с лихвой вознаградит его за усталость.

Аватара пользователя
Goren
Сообщения: 11435
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 08:24

Сообщение Goren » 20 сен 2008, 07:27

Как ни крути, именно Греция - страна с самыми древними анархическими традициями, и выглядит даже закономерно, что у них самые многочисленные и активные анархисты. Италия тоже не сильно отстаёт...
Осторожно! Опасная зона! Работа мозга! http://lj.rossia.org/users/ash_rabbi

Аватара пользователя
euroasian
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 19 сен 2008, 08:59

Сообщение euroasian » 20 сен 2008, 12:25

Что-то мне подсказывает, что китайские философы-даосы всё-таки были подревнее, чем греческие мыслители.
Мозг отключен за неуплату.

Аватара пользователя
Goren
Сообщения: 11435
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 08:24

Сообщение Goren » 20 сен 2008, 13:43

Думаю, нет. И в любом случае - из даосов выросло государство, а анархистов у них толком и не было никогда...
Осторожно! Опасная зона! Работа мозга! http://lj.rossia.org/users/ash_rabbi

Аватара пользователя
Cheshire Cat
Сообщения: 3253
Зарегистрирован: 03 апр 2008, 19:42

Сообщение Cheshire Cat » 20 сен 2008, 16:09

euroasian писал(а):Что-то мне подсказывает, что китайские философы-даосы всё-таки были подревнее, чем греческие мыслители.
Если и были, то не намного. Философия везде возникла одновременно: в VII-VI вв. до Р.Х.
Формирование даосизма

Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III — IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Даосизм
КИНИЗМ – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.).
http://www.krugosvet.ru/articles/115/10 ... 1582a1.htm
Мыслящему человеку, к-рый никогда и ни с кем не согласится, сл-т приложить все усилия к тому, чтобы полюбить разговоры глупцов и чтение скверных книг. Из того и другого он извлечёт горестное удовольствие, к-рое с лихвой вознаградит его за усталость.

Ответить

Вернуться в «История»