Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

всё о религии
Ответить
Аватара пользователя
afa-punk-23
Сообщения: 3055
Зарегистрирован: 23 авг 2008, 21:09

Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение afa-punk-23 » 01 окт 2016, 18:46

Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Есть такое определение паранойи. Параноик — это человек, который точно знает, что происходит на самом деле. Параноики недавнего прошлого точно знали, что все дело в еврейском заговоре, а нынче они во всем усматривают исламистский след и, шире — войну исламской цивилизации с европейской (христианской). Стоит какому-нибудь сумасшедшему с холодным или огнестрельным оружием в руках прокричать «Аллах акбар!», и вот вам новое подтверждение тезиса о развернувшейся войне религий.

Спорить с параноиками — занятие бесперспективное. Однако идея войны на религиозной почве так прочно вошла в сознание многих вполне вменяемых людей, что с ней стоит попробовать разобраться. Начнем с того, что она неверна теоретически. Воюют друг с другом не религии, а люди, делающие из религии то или иное политическое употребление. Далее, эта идея не выдерживает эмпирической проверки. Значительная доля злодеяний, свидетелями которых мы являемся, вообще не связана с какой-либо идеологической/религиозной мотивацией. Часть из них относится к откровенно клиническим случаям (как в XIX столетии умалишенные примеряли на себя треуголку Наполеона, так в XXI они мнят себя воинами джихада). Другая их часть имеет отношение к идеологии, а точнее, к некоему самодельному или позаимствованному идеологическому коктейлю человеконенавистнического свойства. Тимоти Маквей, взорвавший в апреле 1995 года здание администрации в Оклахома-сити, был ветераном войны в Заливе (и, кстати, христианином), обидевшимся на американские власти. Подросток иранского происхождения, расстрелявший в июле 2016 года посетителей в торговом центре в Мюнхене, вдохновлялся идеями Брейвика и американских школьников, пускавших в расход своих одноклассников и учителей. Возможно, что Омар Матин, месяцем ранее устроивший бойню в гей-клубе в Орландо, имел к исламизму почти такое же отношение, как оба выше упомянутых персонажа. Единственное, что этого убийцу точно отличает от оклахомовского и мюнхенского, — то, что он попытался придать своей акции большую значимость, заявив о себе как о посланце ИГИЛ (организации, запрещенной в России. — Прим. ред.). Спикеры последнего, конечно, не преминули подтвердить это заявление, во что верится с трудом. Примерно с таким же, с каким в свое время верилось в заявления, исходившие от Мовлади Удугова или Доку Умарова.

Не будучи параноиком, я не могу утверждать, что знаю, существует ли на самом деле связь между тем или иным актом массового убийства в Европе или Америке и головорезами на Ближнем Востоке, провозгласившими себя «государством». Я могу лишь предположить, что на наших глазах разворачивается два параллельных процесса. С одной стороны, деятельность исламистского террористического подполья, с организационной инфраструктурой, логистикой и финансированием, благодаря которым оно способно совершать теракты, подобные январскому и ноябрьскому в Париже в 2015-м или взрывам в аэропортах Брюсселя и Стамбула в марте-июне сего года. С другой стороны, самоиндоктринация отдельных индивидов, которые по биографическим причинам начинают воображать себя солдатами глобального джихада.

Этот феномен, как мне кажется, представляет собой нечто поистине новое. Вдумчивые аналитики ведут в данной связи речь о «саморадикализированных» молодых людях, а также о «мгновенной радикализации». Перед нами психологический кульбит, занимающий от нескольких месяцев до нескольких недель. Соседи не успели оглянуться, а ничем не примечательный (и, кстати, ни разу не замеченный в мечети) юноша отрастил «исламскую» бороду, оснастил свой айпад закладками с экстремистских сайтов и вывесил у себя на стене соответствующую атрибутику.

Новизна и, если угодно, скандальность этого феномена в том, что он сводит на нет усилия национальных государств по контролю за своими границами — как политическими, охраняемыми погранслужбой и таможней, так и культурно-символическими, о поддержании которых заботятся национальные системы образования и национальные СМИ. Для людей, вдохновленных идеями террора, госграницы значат примерно столько же, сколько для перелетных птиц или для ядерного облака.

Сегодняшний террор имеет в основном (хотя и не исключительно) исламистскую подкладку. Но было бы неточно объяснять это радикализацией ислама. Скорее, речь должна идти об исламизации радикализма. Если в конце XX века сторонники революционного переустройства мира группировались под красным знаменем, то в начале XXI — под зеленым. Радикальный исламизм играет в наши дни примерно ту же роль, какую в 1970-е играл радикальный марксизм. Тогда всякого рода «красные бригады» терроризировали западную публику потому, что считали, что только так можно побороть капитализм. Теперь эта функция перешла к джихадистам, объявившим своим врагом не только определенный тип общественного устройства, но весь западный мир как таковой.

А коль скоро внутри самого западного мира всегда найдутся люди, желающие свести с ним счеты, ряды воинов джихада никогда не останутся без пополнения. И был ли очередной массовый убийца действительно завербован хитроумными проповедниками или эволюционировал до человеконенавистничества своими силами — вопрос не столь принципиальный.

Автор: Владимир Малахов
Источник: https://snob.ru/profile/30596/blog/111653

Дилетант
Сообщения: 2630
Зарегистрирован: 22 апр 2013, 17:43

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение Дилетант » 01 окт 2016, 19:42

Проходит демонстрация похуистов. Несут плакаты: «Нам похуй! ».
Коррепондент вытаскивает из толпы демонстрантов похуиста и спрашивает:
— А вам действительно похуй власть?
— Похуй…
— А вам действительно похуй деньги?
— Похуй…
— А вам действительно похуй женщины?
— Нет, женщины нам не похуй.
— Но у вас там написано...
— Да нам похуй что там написано.
И был ли очередной массовый убийца действительно завербован хитроумными проповедниками или эволюционировал до человеконенавистничества своими силами — вопрос не столь принципиальный.
Как и тезис оглавления данного опуса.
Не будучи параноиком...
Эти слова представляются слишком самоуверенными после подобных "диагнозов":
...эволюционировал до человеконенавистничества...
p.s.
Летающий макаронный монстр совещается со своими братьями и сёстрами,ожидайте пока,пожалуйста.
p.p.s.
Для такого "знающего непараноика" странно умалчивать о мире восточном.
Этика, применённая к истории есть учение о революции. Этика, применённая к государству есть учение об анархии.
Вальтер Беньямин.

Шип
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 05 авг 2012, 20:30

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение Шип » 01 окт 2016, 21:37

Ну, войны и впрямь объясняются столкновением интересов, а остальное есть болтовня, стремящаяся задурить голову. "Не верьте политикам - они никогда не скажут всей правды. Не верьте тому, о чём они говорят - речь всегда идёт о деньгах".
А ислам - такая же муть, как и все остальные религии.

Аватара пользователя
afa-punk-23
Сообщения: 3055
Зарегистрирован: 23 авг 2008, 21:09

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение afa-punk-23 » 02 окт 2016, 14:55

Шип писал(а):А ислам - такая же муть, как и все остальные религии.
Т.е. хочешь сказать, что любая религия это зло априори, а разумный и адекватный человек неминуемо атеист? А, если я, например, дзен-буддист, почему же я должен мучиться от сомнений, что моему собеседнику возможно начхать на мое мнение по вопросу отношения к религии (а он просто будет улыбаться и иногда кивать из вежливости), поскольку все же кругом такие адекватные и разумные, да? :hi_hi_hi:

Эрих Фромм в "Психоанализе и религии" говорит, что разумное обсуждение здесь невозможно, пока мы говорим о "религии вообще" и не выделяем различных типов религии и религиозного опыта. По его мнению, различение, которое надо проводить, относится как к нетеистическим, так и к теистическим религиям: это - различение авторитарных и гуманистических религий.

Психоанализ и религия: http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/pa_rel.tx ... tures.html
Скрытый текст: :
С XVI-ro по XIX век борьба за человека, за свободу обязательно включала в себя борьбу за освобождение от омертвевших тканей церкви и религии. И это понятно: Бог стоял над человеком как деспот и жандарм, церковь освящала земной гнёт и тиранию, сотрудничала с властью, религия ставила предел дерзаниям вольного духа и свободной мысли, поддерживала ханжескую ретроградную мораль. Слово «Разум» было начертано на знамени борцов за свободу, слово «Вера» было написано на стягах их врагов. Но сейчас, когда разум, призванный просветителями на бой против цепей веры, пульсируя от уничижения к величию, достиг предела своей гордыни и сам превратился в самодовольного идола, освободительное движение исчерпало этот свой могучий антиклерикальный источник, эту свою великую правду. Если в XVIII-м веке «атеизм» был синонимом вольномыслия, нонконформизма и жажды истины, то сегодня за ним нередко таится опустошённая усталость, дань привычке, бессилие верить, конформизм и индифферентизм небытия. Поэтому ныне необходимо переосмыслить былую славную антиклерикальную и богоборческую традицию освободительного движения и преодолеть сложившийся тогда стереотип о том, что «критика религии есть начало всякой критики» (Маркс).

Ругать сегодня религию – отчасти стрелять из пушек по воробьям, отчасти же – служить новым языческим идолам и кумирам в одевании новых пут на человека Я не призываю к примирению и союзу с религией и церковью, я лишь указываю на очевидный факт. После того, как Ницше с болью врача, ставящего смертельный диагноз, констатировал, что «Бог умер», после того, как в обществе воцарилось новое суеверие – суеверие науки, после того, как рабское мракобесие и истинная религиозность в ХХ-м веке не раз расходились по разные стороны баррикад (вспомним и русских религиозных мыслителей-вольнодумцев начала века, третируемых официальной церковью, и левокатолическое движение «теологии освобождения» в Латинской Америке), – после всего этого необходимо существенно скорректировать отношение анархистов к религии. К религии, говорю я, но не к церкви, не к этому казённому, отвратительному, прогнившему, связанному с государством и благословляющему войны институту чиновников в рясах, – к тому институту, который так усиленно подкармливается и гальванизируется в ельцинской России.

Отрывок из Анархических писем Петра Рябова: https://ru.theanarchistlibrary.org/libr ... skie-pisma
Со времен М.Бакунина анархизм позиционировал себя как атеистическое учение. С тех пор наши представления о Божественном измерении мира претерпели огромные изменения. Невероятное количество материала, накопленное современной психологией, прямо свидетельствует о наличии священного или духовного измерения мира (только западная технократическая цивилизация пришла к отрицанию такового). Однако, - пишет С.Гроф, - «В сегодняшнем потрясаемом страстями мире религии в своём нынешнем виде скорее являются частью проблем, чем частью решений». «По целому ряду причин за время своего существования организованная религия проявляет склонность к утрате связи со своим изначальным духовным источником. И когда она оказывается отделенной от своей переживательной матрицы, ее доктрины вырождаются в догмы, ритуалы – в пустую обрядность, а космическая этика – в морализм. …Остатки того, что было когда-то живым духовным целым, теперь гораздо больше напоминают застывшую лаву, чем бушующую восхитительную магму мистического переживания, их сотворившего…».

Независимо от С.Грофа к такому же выводу приходит и В.В.Налимов: «Религии в большинстве своих проявлений оказались на обочине современной культуры. И в то же время религия очень нужна современному обществу. Нужно снова восстановить утраченную связь со Вселенной во всем многообразии ее проявлений. Но сделать это надо так, чтобы религия вписалась в современную культуру со всем ее критицизмом, почерпнутым из науки и философии. Религия, сохраняя себя, должна найти такие формы своего проявления, которые позволили бы ей попасть в резонанс с современными запросами». Борьба за свободу в текущей повседневной жизни сегодня, быть может, не так важна, сколько работа по максимальному расширению сознания, поскольку наши представления о мире, о его физических законах, о личности и о том, что находится за ее пределами претерпели существеннейшие изменения. Вероятно, нужны новые просветительские семинары, новые университеты. Ибо, - как пишет С.Гроф, – «…нынешний глобальный кризис в своей основе является кризисом духовно-психическим, ибо он отражает уровень эволюции сознания человеческого вида. Именно поэтому трудно представить, чтобы он был разрешен без коренного внутреннего преображения человечества в широком масштабе и его восхождения на более высокий уровень эмоциональной зрелости и духовного осознавания». Больше того, убежден Гроф, «коренное духовно-психологическое преображение человечества уже происходит. Вопрос только в том, может ли оно быть настолько быстрым и обширным, чтобы обратить вспять нынешнюю направленность современного человечества к самоуничтожению».

Отрывок из статьи Василия Голованова (Анархизм: от идеи к движению, от движения – к массам): http://v-nalimov.ru/community/communityarticles/654/
Скажите, Вы знаете, что когда больной начинает выздоравливать, мы говорим, что у него началась ремиссия. А вы никогда не обращали внимание на то, как пишется слово «ремиссия»? Remission. Возвращение миссии.

Выздоравливают только те, к кому вернулась миссия, к кому вернулся смысл жизни. И точно так же, умирают безвременно и очень рано те, у которых этот смысл ушел. И в настоящее время, как я шучу, даже официальная медицина пришла к выводу, что рак, инсульт, инфаркт являются часто средствами прекращения существования организма, смысл которого в существовании уже утерян.

Поэтому, на самом деле, когда я работаю с соматическими больными, я обязательно вызываю у них это чувство смысла. Буквально иногда спрашиваю, как спрашивали иногда в свое время онкобольных. «Скажите, а докажите пожалуйста, зачем вам жить? Может, настало время умирать?» Да, страшновато, это раздраит, но только тогда, когда они объясняют, в чем смысл жизни, что есть этот смысл, я и начинаю с ними работать, и часто вытаскиваю.

Отсюда много другого происходит. Мы с вами часто забываем о высшем. Вот у нас традиционное нейропрограмирование восточной версии, которую я создал. Мы говорим, надо больному дать ресурсы. Клиентам дать ресурсы. У меня нет больных, только клиенты. Ресурс. Resource. Source – это исток. Исток. Присоединить к истоку всего сущего. Вот подлинный смысл ресурса как такового. Если пойти дальше, то отсюда произошло слово религия. Religion. Восстановление связи с истоком. С Высшим, с миссией, с собственным смыслом. Поэтому, давайте с вами сразу зададимся, что это то, от чего сейчас дико страдает все это прогрессивное, или не очень, человечество. Оно страдает не от отсутствия денег, не от отсутствия еды. Хотя кто-то сейчас спорит по поводу кризиса, который больше в головах, нежели на деле. Как известно, что такое разруха? Старуха с клюкой, а разруха в головах. Вот это сейчас мы видим очередную разруху в головах.

Нынешнее человечество страдает от дикого отсутствия смысла жизни, смысла бытия.

Не помню, кто из великих, сказал, что человек — это удивительное существо, он согласен преодолеть все, что угодно, если только верит в то, что в его действиях есть смысл. Но он отказывается делать хоть что-то, как только начинает понимать, что только лишь исполняет глупую роль в сказке, придуманной идиотом.

Помните, Франкл? Отец логотерапии? Концлагерь, газовые печи, и на его глазах в газовую печь уходят его дочь и жена, безвозвратно. Их убивают. И единственный, кто остается с ним – это сестра. И он понимает, что он сходит с ума. Что он сейчас бросится на проволоку, колючую, под током, потому что он этого не вынесет. И внезапно проблеск надежды, родился великий психолог. Он задался следующим вопросом: а кто вообще может вынести концлагерь? Это стало тем смыслом, который позволил Франклу выйти из концлагеря, и написать знаменитую книгу «Человек в поисках смысла», название которой мы использовали в этой передаче. И одновременно он обнаружил, что на самом деле уцелели в концлагере только те, у которых был этот самый великий смысл. Часто не великий, часто простой. Кто-то хотел увидеть подросшую дочь, кто-то посмотреть, как разросся виноградник. Кто-то просто жену увидеть. Но это было тем смыслом, который дал людям возможность выжить в нечеловеческих условиях.

- Ковалев Сергей Викторович
Религиозный вопроc

Религия как чиcто cубъективное человечеcкое проявление будет признано в той мере, в какой она cвязана c индивидуальной cвободой cовеcти. Но она ни в коем cлучае не может быть приз-нана как форма публичной кичливоcти, моральной или интеллектуальной демонcтрации.

Люди будут cвободны иcповедовать любые приемлемые моральные идеи, вcе ритуалы иcчезнут.

Концепция либертарного коммунизма (Сарагосская программа): http://www.aitrus.narod.ru/zaragosprogram.htm
С позиций свободы Робен рассматривал и вопросы нравственного воспитания. Цель нравственности в Семпюи определялась в соответствии с основным принципом утилитаризма И. Бентама: достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Взгляды Робена на проблему расходились с позицией официальной педагогики того времени. По традиции основы нравственности должно было закладывать религиозное воспитание. Главным принципом эпохи было воспитание в вере. Робен же к проблеме веры подходил с философских позиций: так как отсутствие бога так же нельзя доказать, как и наличие его, значит, одинаково вредно насаждать и религию, и атеизм. Поэтому в приюте Прево не было ни специальных уроков Закона божьего, ни уроков нравственности, но в ходе преподавания истории детей знакомили с различными религиями, особенностями их возникновения и основными вероучениями. Подробно знакомили с христианством, личностью Иисуса Христа и своеобразием развития христианства в разных странах.
Робен считал, что нравственность необходимо «преподавать» не только в учебных курсах, но и практически, на живых примерах, на деле. Поэтому главным фактором в его доме являлся сам строй жизни: совместный труд, чудесная природа, сотрудничество и взаимопомощь во всех ее видах.

Отрывок из статьи о педагогике Поля Робена: http://aitrus.info/node/242

Шип
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 05 авг 2012, 20:30

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение Шип » 02 окт 2016, 17:19

Т.е. хочешь сказать, что любая религия это зло априори
Ну, кто говорит про зло? Пусть себе человек верит во что угодно, если ему это так нужно и если он не заставляет других. Но религиозные иерархические организации как то - РПЦ, исламские, римско-католические - безусловно зло.
С тех пор наши представления о Божественном измерении мира претерпели огромные изменения. Невероятное количество материала, накопленное современной психологией, прямо свидетельствует о наличии священного или духовного измерения мира
Пардон? Какой материал об этом свидетельствует?

Аватара пользователя
Kredo
Сообщения: 3806
Зарегистрирован: 12 сен 2010, 22:30

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение Kredo » 02 окт 2016, 20:01

Т.е. хочешь сказать, что любая религия это зло априори, а разумный и адекватный человек неминуемо атеист? А, если я, например, дзен-буддист
Буддисты тоже не всегда белые и пушистые. В Китае, вон, вообще общеизвестен образ порочного буддистского монаха, стяжателя, алкоголика и обжоры. Примерно как у нас поп на джипе.

Статья ни о чём. По ней выходит, будто террор существует сам по себе и сам для себя, мол, собираются отмороженные психи, которым прикольно поубивать людей, и сочиняют себе идеологию (откуда они тогда берутся?).

Аватара пользователя
afa-punk-23
Сообщения: 3055
Зарегистрирован: 23 авг 2008, 21:09

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение afa-punk-23 » 02 окт 2016, 20:39

Шип писал(а):
С тех пор наши представления о Божественном измерении мира претерпели огромные изменения. Невероятное количество материала, накопленное современной психологией, прямо свидетельствует о наличии священного или духовного измерения мира
Пардон? Какой материал об этом свидетельствует?
Я сейчас рискну предположить, к чему клонит Голованов и в то же время выскажу свою позицию на этот счет. Я полагаю, что под Божественным измерением мира Голованов подразумевает то, к чему человеку приходит, открывая нечто в самом себе посредством некой внутренней инициативы. Этот мир хорошо известен духовным искателям - мистикам и людям, которым посчастливилось ворваться туда в какой либо экстремальной ситуации. Кто-то, например, вдруг ощущает его в горах - вися над пропастью. Мне посчастливилось ощутить этот момент внезапно и один единственный раз в своей жизни (надеюсь, что только пока), когда я просто стоял вечером на крыльце, слушая музыку и всматриваясь в звездное небо (было это летом 2010); отнюдь это был не просто кайф от хорошей атмосферы, это был именно тот момент, когда я совершенно спонтанно получил какую-то бурю, почувствовал какое-то невообразимое чудо, внутреннее озарение, инсайт и родившуюся затем мысль, что вот ради этого-то и стоит жить. Ради таких моментов. И, если мне не изменяет память, я тогда даже слегка прослезился. Я даже не знаю, с чем можно было бы такое сравнить. Столь прекрасного и в этом смысле Божественного я никогда и ничего в своей жизни не ощущал.
К сожалению, абсолютное большинство обывателей упускают этот момент. А кто его поймал - воспроизведет многократно в медитации, в порыве творчества, выводящем в особое состояние сознания, известное мистикам Востока, но не европейским психоаналитикам. Тут можно вспомнить труд Роджера Уолша "Основания духовности", где Уолш анализирует семь великих религий и приходит к выводу, что в подлинном самом начале был совершенно другой смысл - смысл открытия космичности собственной души в себе, а не где-то там. Ну а Иисус Христос всегда говорил, что Царство Божие внутри нас. И Лев Толстой напоминает нам об этом с его непротивлением злу насилием и отсылкой к христианскому учению в его интерпретации.

Шип, Голованов в примечаниях отсылает нас к работе Станислава Грофа "Психология будущего. Уроки современных исследований сознания", с которой можно ознакомиться вот здесь: http://www.e-reading.club/book.php?book=99224

Относительно научного вклада С.Грофа на Википедии есть следующая информация:
Станислав Гроф провёл исследования, касающиеся влияния препарата ЛСД на человеческое сознание, и разработал психотерапевтическую технику холотропного дыхания. Он подчеркивал возможность трансперсональных переживаний для любого человека и создал расширенную картографию психики. Гроф показал, что эмоциональным и психосоматическим заболеваниям присуща многоуровневая структура, биографическая, перинатальная и трансперсональная динамика. Он выдвинул гипотезу, согласно которой множество состояний, характеризующихся медиками как психозы и лечащихся медикаментозными средствами, в действительности представляют собой кризисы духовного роста и психодуховной трансформации

Недоанархист
Сообщения: 2303
Зарегистрирован: 13 янв 2014, 01:14

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение Недоанархист » 03 окт 2016, 14:02

Слушал какого-то из Джемалей фоново, Тезис: да, спецслужбы работают все более эффективно, но все более хочется пнуть этот мир.

А чем "радикация исламизма" противоречит "исламизации радикализма", как по мне вполне себе взаимодополняющие явления. :)

Вот когда будет массовый переход в ислам людей из христианской/псевдохристианской среды, тогда можно будет говорить о исламизации раздикализма.
"совершил мыслепреступление". Реально захотелось сотрудничать со спецслужбами, ради того чтобы вычистить вату, перед предполагаемой эскалацией конфликта

NT2
Сообщения: 4625
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 12:24

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение NT2 » 19 фев 2017, 12:49

Шип писал(а):Ну, кто говорит про зло?
я бы сказал - и скажу: ЛЮБАЯ религия есть зло.

Аватара пользователя
ясенъ
Сообщения: 3049
Зарегистрирован: 18 окт 2009, 17:08

Re: Не радикализация ислама, а исламизация радикализма

Сообщение ясенъ » 19 фев 2017, 14:42

NT2 писал(а): ЛЮБАЯ религия есть зло
а вот серьёзно, интересно было бы услышать неоголтелую, вдумчивую анархо-критику бахаизма.
отточенное восприятие и дисциплина воображения

Ответить

Вернуться в «Религия»