"Моя мама анархия"

история анархизма
Ответить
Аватара пользователя
afa-punk-23
Сообщения: 3097
Зарегистрирован: 23 авг 2008, 21:09

"Моя мама анархия"

Сообщение afa-punk-23 » 27 янв 2019, 21:31

Моя мама анархия

Не сдержался и перевел еще один отрывок из книги Дэвида Валтерса "Дизайн Коммуникативных Связей" (https://yadi.sk/i/yWmSjyL13P67Ju). Предыдущий текст про шесть типов городского планирования можно прочесть здесь (https://spjasshka.livejournal.com/31791.html). Ну а вся книга на чистейшем английском языке доступна по ссылке (http://architecture-books-pdf.com/2016/ ... plans-and/). Как обычно, рекомендую читать литературу полностью, поскольку посты в ЖЖ не предполагают тщательного и систематического обзора материала.

Как появилось современное городское планирование? Кто стоял у его истоков? Ответы на эти вопросы весьма неожиданные: честно, я сам очень удивился, когда прочитал об этом.

Изображение

Как это обычно бывает, в фокус внимания человечества попадают самые необычные, заметные и громкие события. Довольно часто они оказываются и самыми значимыми - хотя бы по причине того, что они захватили умы очень многих людей. Но иногда истинные механизмы каких-то процессов оказываются скрыты от глаз людей, именно потому, что они не так привлекательны и интересны широкому кругу лиц.

Так случилось и с историей современного городского планирования. Последовательность, которую мы знаем - как города-сады Говарда превратились в лучезарные города Корбюзье, затем жестко раскритикованные Джейн Джейкобс - не совсем верна. Создается ощущение, что до Джейкобс никто не задумывался о том, что составляет основу городского планирования сейчас - внимание к потребностям конкретных жителей, учет не только физиологических, но и социальных, и психологических потребностей, соучаствующее планирование и многое другое - возникло на пустом месте в 60е. Но это далеко не так!

Изображение

Еще с советских времен продолжается традиция толковать в школьных учебниках анархистов как таких дурачков, которые почему-то решили, что можно обойтись без централизованной власти. Их мысли и воззрения раскрываются весьма бегло на фоне основных - казалось бы - тёрок между условными красными и белыми по всему миру.

Так вот - оказывается, что сегодняшние воззрения на городское планирование были заложены именно анархистами! И городское самоуправление в развитых странах как никогда близко к идеям анархистов о свободной коммуне (читай - сообществе), переняв многие идеи анархистского движения.

Изображение

Приятно осознавать, что идея самоуправляемых городских сообществ впервые родилась в голове у нашего соотечественника - Петра Кропоткина. В своей теории он опирался на опыт средневекового города, состоявшего из множества довольно самостоятельных социальных групп: цехов, гильдий, приходов. Если очистить принципы их работы от временнóй шелухи, то выходит очень интересная картина: материальный город - это продукт деятельности ряда независимых от центральной власти и друг от друга самоуправляемых сообществ, проживающих на одной территории.

К подобному же выводу пришел другой известный анархист - Элизе Реклю. Идею Кропоткина развил Патрик Геддес - отец регионального планирования, энциклопедически образованный человек, чья сфера интересов была настолько же широка, насколько и далеко простиралась. Геддес существенно дополнив взаимосвязи вот такого вот самостоятельного города-коммуны с окружающей его средой и природой в целом.

Изображение

Кстати, очень интересно заметить: все три анархиста были выдающимися географами. Градостроительство очень тесно связано с географией, так как оперирует переменными в одной и той же среде - на земной поверхности.

Я считаю, что большое количество разнообразных географий - вещь совершенно необходимая для обучения градостроителя. К сожалению, мало кто разделяет такую точку зрения - в результате получаются казусы вроде Якутска, построенного на живописном склоне реки. Специалисты Ленгипрогора совершенно справедливо считали, что вода в городе всегда очень кстати - но не учли одного местного фактора, что раз в несколько лет река регулярно разливается, затопляя многие километры плоской, как стол, якутской равнины. И города Якутска теперь тоже.

Так что анархисты были не странноватыми чудаками, развивавшими идею "а давайте будем жить просто так, без государства", а величайшими умами своего века, намного опередившими время. К сожалению, их идеи не были достаточно яркими и вызывающими - поэтому они и потонули в ворохе эпатажных концепций начала и середины ХХ столетия.

После такого блестящего начала совершенно по-другому воспринимаются идеи Эбенизера Говарда. Каждый знает его "города-сады": круглые и очень зеленые штуки на 32 000 жителей, нарисованные и оформленные богато, но чуть старомодно. Казалось бы, всё очень просто и круто, бери, перечерчивай и будет всем счастье!

И мало кто вспоминает, что первое издание книги Говарда называлось не "города-сады" или как-то в этом роде, а "Завтра. Мирный путь к реальной реформе". Да, именно так: в названии ни слова о новой, перспективной форме расселения, а "только" о всесторонне продуманной социальной программе по выводу регионов из кризиса взрывной индустриализации. И программа эта основана на идеях - кого бы вы думали - Кропоткина, Реклю и Геддеса!

Говард очень тщательно и детально продумывает, как свободная коммуна может зародиться и успешно существовать в обществе дикого капитализма. Сама возможность такого существования заложена в недавно появившейся "лазейке": появление железных дорог повысило доступность дешевых земель сельхозугодий. Выкупить такую землю коммуне составило бы значительно меньше труда, чем в центре переполненного и очень дорогого города. Дальше детально расписан механизм повышения ценности земли путем совместного превращения ее в, собственно, город-сад. За счет разницы в стоимости земельных участков коммуна весьма скоро начала бы получать ощутимую прибыль, что позволило бы не только расплатиться по земельному кредиту и поддерживать общественную инфраструктуру но и учредить такие плюшки, как пенсии старым и больным и многое другое.

Изображение

Как мы знаем, модернисты восприняли у Говарда только одну идею: что должно быть много зелени и свежего воздуха. Тихие и образованные специалисты, занимавшиеся городской социологией и развивавшие тему, на долгие годы оказались в полутени: К. Перри, социологи Чикагской школы и так далее - даже сегодня они не особо известны. Чтобы победить необоснованно зарекомендовавших себя громкими и эффектными словами планировщиков, понадобилось, чтобы со стороны добра тоже оказалась очень шумная и умеющая влиять на людей дама - Джейн Джейкобс. Но это уже совсем другая история...

P.S. Посмотрев в интернете список трудов, написанных Кропоткиным, я был очень приятно удивлен. Помимо произведений об анархизме, он писал также и автобиографические издания, и потрясающие труды по литературоведению. Спектр его интересов очень широк - наверняка, вам что-то приглядится почитать. Про Реклю могу сказать тоже самое - невероятно многогранная и плодотворная личность. Горячо советую.

Источник: https://spjasshka.livejournal.com/36782.html

Аватара пользователя
afa-punk-23
Сообщения: 3097
Зарегистрирован: 23 авг 2008, 21:09

Re: "Моя мама анархия"

Сообщение afa-punk-23 » 27 янв 2019, 22:19

Из Интернета: После знакомства с Кропоткиным, русским анархистом в изгнании, Геддес ратовал за создание комфортных условий для проживания всех слоев населения, а не только буржуазии, формирование мини-общин из городского населения и децентрализацию.
Скрытый текст: :
Геддес предложил свою систему «разреза» по региону, начиная с горных склонов и завершая морским берегом, выкладывая на карту в последовательности виды трудовой деятельности, использующей те или иные ресурсы природного ландшафта, и от этих видов деятельности выстраивая предпосылки той или иной системы поселений. Геддес многим был обязан Петру Кропоткину и Элизе Реклю, с которыми он многократно встречался в Брайтоне, где проживали в изгнании эти два замечательных человека, объединявших в себе компетенции географа и убеждения анархиста. Кропоткин, мечтавший о воссоздании свободной ассоциации свободных людей, какую он видел в европейском городе до его подавления централизованным государством, был целиком обращен в будущее. Он увидел в техническом прогрессе основу для децентрализации производства и, вместе с ней, для того чтобы вновь сблизить поля и фабрики, которым электрическая энергия, передаваемая на любые расстояния, позволяет уйти от сосредоточения в сверхкрупных городских образованиях. Отталкиваясь от идей Кропоткина, Геддес уже в 1900 г., в своей лекции на открытии Всемирной выставки в Париже, провозгласил наступление «эры неотехники», наступающей вслед за «эрой палеотехники», породившей Манчестеры ушедшего в прошлое столетия. Геддес мечтал, что образованная после окончания Первой мировой войны Лига Наций станет ассоциацией европейских городов, способной противостоять столицам империалистических по духу государств: «Объедините дома в сотрудничество здоровых „соседств“. Объедините эти „соседства“ в обновленные кварталы, или, приходы, если угодно, и через некоторое время мы обретем и лучшую нацию, и лучший мир… Всякий регион и каждый город может обучиться тому, чтобы справляться с собственными проблемами – строить свои дома, готовить своих ученых, художников и учителей. Эти развивающиеся регионы уже видны в совместном бизнесе…». Убежденность Геддеса велика.
В 1915 г. Геддес опубликовал «Эволюцию города», где идеалистические устремления приобрели форму «города-региона», или «конурбации». Он указал на реальный процесс складывания таких конурбаций в высоко урбанизированных зонах США, Британии, Германии, Франции, отметив при этом, что эта новая реальность все еще осуществляется в корсете «палеотехнических» представлений о городе и ландшафте. Многоречивые тексты Геддеса вряд ли оказали бы заметное влияние на мысль урбанистов, однако благодаря более прагматичным последователям и, прежде всего, Льюису Мамфорду, эти труды обозначили собой начало новой эпохи.

Источник: https://dom-knig.com/read_410544-31#
+
Скрытый текст: :
Вот, например, в письме к Келти от 29 января 1896 г. Кропоткин рассказывает о поездке в Эдинбург, говорит о последних географических новостях. Мы узнаем, что шотландский географ Патрик Геддес пригласил молодого секретаря, знакомого Э.Реклю, который разработал план создания объемной карты Шотландии в масштабе 1:100.000. Джеймс Гейки, с которым Кропоткин обедал, одобрил этот план, Кропоткин же взялся хлопотать о материальной поддержке проекта.
О взаимоотношениях Кропоткина и Дж.Гейки, который был, как и Кропоткин, одним из создателей ледниковой теории, практически ничего не известно. Гейки в своих работах развивал идею о множественности оледенений, Кропоткин же придерживался моногляциалистских взглядов. О том, как Кропоткин относился ко взглядам Гейки, можно судить на основании очень интересного источника. В Российской Государственной библиотеке мне удалось отыскать сборник статей Гейки, посвященных вопросам древнего оледенения [Geikie, 1893], принадлежавший П.А.Кропоткину. В книге имеются пометки Кропоткина (к сожалению, немногочисленные), свидетельствующие о скептическом отношении его к аргументам полигляциалиста.
О связях Кропоткина с П.Геддесом известно немного больше. Геддеса и Кропоткина объединяло стремление к комплексному изучению природы, которое должно, как они считали, служить противовесом углубляющейся специализации естественнонаучных дисциплин. С целью пропаганды своих взглядов Геддес организовал в Эдинбурге Летнюю школу — циклы лекций, собиравшие регулярно, с 1887 по 1914 г., разношерстную аудиторию из студентов, молодых учителей и просто энтузиастов естествознания. С середины 1890-х годов Летняя школа стала заметным международным культурным явлением; среди ее преподавателей были Э.Геккель, Эли и Элизе Реклю, английский географ А.Дж.Гербертсон и др. Примерно с этого же времени в работе Летней школы начал принимать участие и Кропоткин.
Многие из его идей, изложенные в книгах «Поля, фабрики и мастерские», «Взаимная помощь как фактор эволюции», оказали влияние на географическую концепцию Геддеса, который сам признавал зависимость ряда своих построений от идей Кропоткина.

Отрывок из статьи А.В. Бирюкова "П.А. Кропоткин и западноевропейские естествоиспытатели": http://oldcancer.narod.ru/150PAK/4-01Birukov.htm
+
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0 ... 0%B8%D0%BA

Ответить

Вернуться в «История»